Права человека и Организация Объединенных Наций

ДОГОВОРНЫЕ ОРГАНЫ ООН:
НОВЫЕ ВСТРЕЧИ, СТАРЫЕ СВЯЗИ

23 и 24 июня 2005 г. в Женеве состоялась Семнадцатое совещание председателей договорных органов ООН по защите прав человека1.

 

Договорные органы ООН – специальные комитеты, которые контролируют соблюдение государствами основных международных договоров и конвенций по защите прав человека в рамках ООН. Это:

§         Международный пакт о гражданских и политических правах

§         Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

§         Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации

§         Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

§         Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

§         Конвенция о правах ребенка

§         Конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей2

 

Соответственно, в рамках ООН работают семь договорных органов, или комитетов:

§         Комитет по правам человека

§         Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

§         Комитет по ликвидации расовой дискриминации

§         Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

§         Комитет против пыток

§         Комитет по правам ребенка

§         Комитет по защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей

 

Основная форма работы Комитетов – рассмотрение докладов государств на проводимых по несколько раз в году сессиях. Некоторые комитеты, в том числе Комитет по правам человека, рассматривают также индивидуальные жалобы на нарушение соответствующих прав. Кроме того, комитеты практикуют специальные процедуры, вроде посещения страны и разного рода мер по проверке выполнения их рекомендаций (т.н. “последующие действия”).

 

 

В работе каждого из комитетов ключевую роль играет взаимодействие с остальными договорными органами, с другими ООНовскими механизмами защиты прав человека, с агентствами и специальными организациями ООН и, конечно, с неправительственными организациями. Важнейшие направления такого взаимодействия и обсуждались на совещании и сопутствовавших ему встречах. Так, председатели комитетов встретились с членами Расширенного бюро 61-й сессии Комиссии ООН по правам человека, с должностными лицами, исполняющими различные мандаты Комиссии ООН по правам человека (специальными докладчиками и руководителями специальных рабочих групп), с представителем Подкомиссии ООН по развитию и защите прав человека (Подкомиссия выполняет функции “мозгового центра” Комиссии по правам человека, члены ее – признанные специалисты, по преимуществу юристы, которые избираются в личном качестве, а не как представители государств, и считаются независимыми экспертами), с представителями более чем 70 государств и представителями ряда неправительственных организаций. А самому совещанию предшествовала Четвертая межкомитетская встреча – ежегодная встреча представителей всех договорных органов ООН, на которой обсуждаются конкретные рабочие вопросы взаимодействия и координации.

Сквозными темами всех дискуссий были предполагаемая реформа механизмов ООН по защите прав человека, в том числе предложения о замене нынешней системы договорных органов единым органом, который не собирался бы на сессии, а действовал на постоянной основе; изменение системы и порядка представления и обсуждения докладов государств; деятельность органов ООН по защите прав человека в условиях усиления борьбы против терроризма; сотрудничество с неправительственными организациями.

Руководителям Комитетов официально сообщили, в частности, что на 61-й сессии Комиссии ООН по правам человека был учрежден новый мандат и новые специальные процедуры, касающиеся защиты прав человека в контексте борьбы с терроризмом (ранее учреждение соответствующей должности специального докладчика ООН блокировалось Китаем, Россией и США3). Помимо таких традиционных специальных процедур, как посещение отдельных стран, новый спецдокладчик полномочен выносить вопросы на рассмотрение органов ООН, в том числе и Совета Безопасности, и представлять регулярные доклады непосредственно Генеральной Ассамблее и Комиссии по правам человека. Свои действия он должен координировать с исполнителями других специальных процедур.

Проблемы защиты прав человека в ситуации борьбы с терроризмом активно обсуждаются и в связи с предлагаемыми реформами ООН. Участники встречи еще раз подчеркнули, что безопасность, развитие и защита прав человека – это три главных столпа, на которых зиждется вся система ООН, и все дискуссии в ООН по вопросам безопасности и борьбы с терроризмом должны самым тесным образом увязываться с защитой прав человека. Соответственно, основой Комитета по борьбе с терроризмом должно стать широкое толкование безопасности и уважение к правам человека. Участники встречи выразили беспокойство возможным нарушением многих прав человека в ходе антитеррористических мер. Отсутствие определения терроризма делает такое развитие событий весьма вероятным.

 

Председатели комитетов рассказали о ходе разработки новых единых Руководящих принципов подготовки докладов государств. Предполагается заменить нынешнюю систему докладов в комитеты единым расширенным “ядерным” документом, который отражал бы исполнение государством основных прав человека, зафиксированных во всех договорах, и лишь конкретизировался бы применительно к требованиям того или иного договора. Введение подобного порядка должно облегчить государствам подготовку, а комитетам – рассмотрение докладов. Однако разработка новых Принципов далека от завершения: трудно выработать формат единого документа так, чтобы не потерялась специфика каждого из договоров. Впрочем, уже пять комитетов представили официальные письменные замечания по проекту Принципов, и никаких серьезных разногласий между комитетами не обнаружилось. Все согласны, что изменения не должны приводить к неполноте докладов и к потере специфики отдельных договоров и что проект нуждается в доработке.

Проблемы перехода на новую систему представления и обсуждения докладов были предметом неформальных дискуссий председателей комитетов с представителями 78 государств. Те приветствовали усилия по упрощению подготовки и представления докладов и считают проект единых сбалансированных руководящих принципов подготовки докладов, предложенный в документе HRI/MC/2005/3, важным вкладом в развитие механизма мониторинга соблюдения прав человека. Представители государств были согласны и в том, что никакие изменения системы отчетности не должны создавать им (в смысле государствам-участникам) дополнительных технических трудностей. Но дальше мнения разделились. Одни страны недовольны тем, что в результате предлагаемых изменений от государств могут потребовать сообщать дополнительные сведения сверх тех, представление которых явным образом требуется в соответствующих конвенциях. Другие, напротив, приветствовали возможность самостоятельно решать, как именно организовывать информацию в своих докладах, используя формат единого документа и специальных документов, относящихся к конкретным конвенциям. Представитель одного из государств высказал озабоченность в связи с требованием представлять обширные дезагрегированные статистические данные; другие выражали удовлетворение тем, что подготовка единого “ядерного” документа будет способствовать формированию у государств целостного и последовательного подхода к соблюдению и защите прав человека и призывали руководителей комитетов использовать механизм единого документа для координации их собственной работы. Ряд государств просили сократить сроки ожидания рассмотрения доклада после его представления.

Большинство государств поддержали предложения Генерального секретаря ООН о создании Совета прав человека и предложенный План действий; многие положительно оценили и предложение заменить нынешние комитеты единым постояннодействующим органом, хотя все понимают, что подобная реформа может натолкнуться на серьезные политические и юридические трудности. Государства призвали договорные органы ООН продолжить согласование методов работы комитетов и теснее координировать свои действия: именно в этом многие видят путь к постепенному формированию созданию единого договорного органа.

 

Особое внимание уделялось укреплению диалога между договорными органами и национальными организациями по защите прав человека и правозащитными НПО. Вопрос о формах участия НПО в работе договорных органов ООН специально обсуждался на предыдущем, шестнадцатом Совещании глав договорных органов ООН. Тогда же был принят специальный документ. На этом совещании председатели встретились с представителями нескольких НПО, пользующихся консультативным статусом при Экономическом и социальном совете ООН: Amnesty International, Ассоциации за предотвращение пыток, Международной общины бахаистов, Центра жилищных прав и проблемы выселений, Международных Францисканцев, Всемирного консультативного комитета друзей (офис общины квакеров при ООН), Human Rights Watch, Международной католической комиссии по вопросам миграции, Международной комиссии юристов, Международной федерации лиг прав человека, Международной службы по правам человека, International Women’s Rights Action Watch, Всемирной федерации лютеран и Всемирной организации против пыток. Во встрече участвовали также представители Харьковского центра по изучению положения женщин и Группы НПО в поддержку Конвенции о защите прав ребенка. Руководители договорных органов выразили благодарность неправительственным организациям за вклад в работу комитетов. Представители НПО подчеркивали важность механизма Заключительных замечаний и рекомендаций комитетов как средства защиты и мониторинга прав человека. Обсуждались также проблемы непредставления докладов государствами, раннего оповещения о нарушениях прав человека и осуществления т.н. неотложных процедур (специальных мер для защиты лиц, чья жизнь оказывается под угрозой из-за нарушения правительствами основных прав человека). НПО отметили несколько областей, требующих, по их мнению, большего внимания со стороны договорных органов ООН. Среди них – насилие, связанное с сексуальной ориентацией и половой идентичностью и воздействие торговой политики на возможность пользоваться правами человека. Многие НПО подчеркивали необходимость ратификации государствами Международной Конвенции о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей. Ряд НПО представил свои замечания по пересмотренному проекту Руководящих принципов по составлению единого “ядерного” доклада и целевых докладов, специфических для соответствующих конвенций. Все они подчеркивали, что необходимо шире привлекать НПО к процессу реформирования системы представления и рассмотрения докладов.

 

Жизненно важная роль неправительственных организаций в работе договорных органов ООН неоднократно отмечалась и на встречах председателей, и в документах комитетов. Этой проблеме посвящены даже специальные исследования. Ниже мы представляем в качестве иллюстрации реферат первой, вводной главы книги Michael O’Flaerty. Human Rights and the UN Practice before the Treaty Bodies. Martinus Nijhoff Publishers. The Hague/London/New York. 2002. Книга специально посвящена проблеме участия НПО в работе договорных органов ООН, и в скором времени ожидается ее выход на русском языке.

 

Члены договорных органов ООН видят в НПО главный источник независимой информации, без которой они не могут рассматривать доклады государств. При этом информация НПО не только представляет альтернативную точку зрения на ситуацию, но обычно бывает гораздо более свежей чем та, что представлена государством: текст официального доклада готовится за месяцы, а то и за годы до обсуждения.

От усилий НПО во многом зависит и то, какую информацию о ходе подготовки и рассмотрения доклада получит общественность страны. Задача неправительственных организациях – убедить работников СМИ, что подготовка и обсуждение доклада государства комитету ООН – важная тема, заслуживающая оперативного освещения. НПО могут и должны направить в СМИ всю необходимую информацию о подготовке и обсуждении доклада в том виде, в котором те смогут ее использовать.

На неправительственных организациях лежит и немалая ответственность за то, чтобы за обсуждением доклада в комитете ООН последовали действенные меры по исправлению отмеченных там недостатков. Для этого требуются постоянное лоббирование и проведение информационных кампаний, знакомящих общественность с рекомендациями договорных органов.

Одна из задач НПО в связи с докладами государства в комитеты ООН – побуждать власти вовремя представить требуемый доклад. Необходимо привлекать внимание общественности к обязательствам государства, распространять информации о мерах, принятых соответствующим комитетом к государству за непредставление доклада в положенные сроки. Правильно организовав распространение информации, НПО могут побудить запаздывающее правительство исполнить свои обязательства.

Если же правительство запаздывает с представлением доклада из-за перегруженности, необходимости представить доклады сразу по нескольким договорам или просто потому, что у него нет необходимых специалистов, – НПО могут предложить свое содействие либо в виде в обучения должностных лиц, либо в форме прямого участия в подготовке докладов.

Существуют различные модели участия НПО в подготовке правительственных докладов. Во многих странах НПО либо сами не желают участвовать в этом процессе, либо отстранены от такого участия. В других странах НПО представляют подготовленные ими материалы в государственные органы по собственной инициативе или по просьбе последних, а эти органы сами решают, использовать ли материалы НПО в тексте доклада, поместить ли их в качестве приложения к докладу или попросту игнорировать. Еще одна модель – активное участие НПО в процессе подготовки самого текста доклада, так что окончательный вариант будет отражать взгляды как правительства, так и участвовавших в работе НПО.

У каждой из этих моделей свои преимущества и недостатки. Так, прямое участие в подготовке доклада может дать неправительственным организациям плацдарм для воздействия на политику правительства. Но, с другой стороны, оно серьезно ограничивает возможности НПО занять впоследствии независимую позицию и критиковать правительственные подходы.

В любом случае НПО следует проинформировать правительство о позиции, которую намерены занять, и о проблемах, которые они намерены затронуть при подготовке собственных материалов (за исключением тех случаев, когда это создает для них угрозу). Это может подтолкнуть власти глубже проанализировать существующие проблемы и, что еще важнее, попытаться исправить ситуацию, чтобы избежать критики. К тому же подобный подход больше соответствует общепринятому пониманию подготовки и обсуждения докладов как диалога, а не противостояния.

 

Подготовку собственного доклада следует начинать с анализа материально-правовых норм соответствующего международного договора и с программы систематического сбора и проверки информации об исполнении этих норм. Здесь полезно тщательно изучить материалы прежних обсуждений докладов государства в соответствующем комитете. Заключительные замечания доступны на сайте Управления Верховного комиссара ООН по правам человека – далее УВКПЧ4, а протоколы обсуждений в полном объеме можно заказать в Отделе распространения и продажи документов ООН [United Nations Documents Distribution and Sales Section]. Шифры соответствующих материалов могут быть взяты из соответствующих докладов комитетов или получены в Секретариате. Полезно также заранее начать собирать публикации в прессе, материалы заседаний парламента и других государственных органов, судебные решения, данные исследований, теоретические статьи и т.п. Их следует систематизировать по статьям соответствующего международного документа.

Еще одна важная задача – распространение среди самих НПО знаний о процедуре подготовки и обсуждения докладов и налаживание сотрудничества между организациями.

 

НПО могут немало сделать и на следующем на этапе – в период между представлением доклада государства и его обсуждением в договорном органе. После представления доклада он обрабатывается в качестве общедоступного документа ООН, переводится на рабочие языки соответствующего договорного органа и помещается на сайте УВКПЧ5. На том же сайте можно узнать и предполагаемую дату рассмотрения доклада в договорном органе или предварительного обсуждения на рабочей группе, если такое обсуждение происходит. После можно начинать подготовку собственного сообщения6.

При подготовке сообщения НПО необходимо внимательно прочесть текст соответствующего договора вместе с Замечаниями общего порядка или Общими рекомендациями, принятыми соответствующим договорным органом7. В этих Замечаниях и Рекомендациях дается официальное толкование положений договоров и применимости соответствующей нормы. Полезно также изучить Руководящие принципы представления докладов, разработанные каждым договорным органом8 (Их модификация или замена докладов единым документом, о которой говорилось выше, если и произойдет, то займет еще немало времени – ред.).

При подготовке сообщения важно выяснить, как проходило в комитете предшествующее обсуждение ситуации в стране и какие проблемы вызвали тогда наибольшую озабоченность членов комитета. Особое внимание следует обратить на все принятые тогда Заключительные замечания и на итоговый протокол: Замечания и материалы дискуссии позволяют судить о том, что больше всего беспокоило членов комитета и каким вопросам, по всей видимости, будет уделяться основное внимание в ходе предстоящего обсуждения.

Еще один источник, позволяющий судить об интересе договорного органа к тем или иным конкретным проблемам, – сведения о последующих мерах, которые тот принимал в отношении государства после рассмотрения предыдущего доклада. Такие меры часто принимает Комитет по правам ребенка, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам и Комитет по правам человека.

При подготовке сообщения НПО проблемы должны быть систематизированы в соответствии со статьями конкретного договора. Так, если сообщение посвящено какой-то конкретной проблеме, не следует обсуждать ее саму по себе, лишь ограничиваясь ссылками на конкретные статьи договора по ходу изложения материала. Целесообразно постатейно приводить материально-правовые нормы договора и, также постатейно, рассматривать в контексте этих норм существующие ситуации и проблемы. Подобный подход облегчает работу членам комитетов. Разумеется, при постатейном порядке изложения материала нельзя избежать многочисленных перекрестных ссылок, но система таких ссылок должна быть максимально простой и ясной.

В сообщении НПО обычно приходится обильно цитировать доклад государства. Ссылаться при этом необходимо на ту версию доклада, которая опубликована в виде документа ООН – именно ее будут изучать и обсуждать члены договорного органа, и в ней нумерации страниц и параграфов неизбежно будет отличаться от нумерации в тексте, представленном государством. Везде, где возможно, следует делать ссылки не на номера страниц, а на номера параграфов, так как нумерация страниц будет различной в разных переводах.

Сообщения НПО будут особенно ценны для членов комитета, если там будет предметно описана фактическая ситуация на местах. Поэтому везде, где возможно, обсуждение законодательных или структурных недостатков следует проиллюстрировать конкретными примерами, показывающими, как эти недостатки отражаются на конкретных людях или сообществах. Однако не следует пересказывать слухи или описывать недокументированные события: нужны ссылки на такие авторитетные источники информации, как решения судов, официальные доклады, статистические материалы, научные исследования, опросы и т.п. Допустимо ссылаться и на индивидуальные случаи – так можно привлечь внимание договорного органа к конкретным случаям и делам. Но они должны быть задокументированы.

Если взгляды, претензии и требования к правительству находят подтверждение в официальных документах международных органов, – соответствующие тексты нужно процитировать. Так, всегда полезно сослаться на относящиеся к делу замечания и утверждения других договорных органов. Но в этом случае можно не приводить развернутые цитаты: члены любого комитета имеют доступ к соответствующим документам. Среди других механизмов ООН, которые могли обращаться к интересующим НПО проблемам, – специальные процедуры Комиссии по правам человека и ее Подкомиссии по поощрению и защите прав человека. В поисках подобной информации следует в первую очередь обращаться к докладам органов, занимающихся теми же проблемами, что и данный договорный орган. Например, для случаев, относящихся к ведению Комитета против пыток, подтверждающую информацию следует искать в докладах специального докладчика по пыткам; для случаев, относящихся к ведению Комитета по ликвидации расовой дискриминации, – к докладам специального докладчика по вопросам расизма и расовой дискриминации.

Сообщение должно быть лаконичным: перегруженные работой члены комитета могут не найти времени для чтения длинного, изобилующего подробностями документа. Материал должен быть переплетен, оформление и макет профессиональными и максимально удобными для использования. Полезно сопроводить документ резюме объемом в страницу: можно быть уверенным, что, по крайней мере, с этим резюме ознакомятся все члены комитета.

Если НПО хотят повлиять на формирование списка вопросов, которые будут заданы представителю государства в ходе обсуждения доклада, – предлагаемые вопросы полезно включить в текст в том виде, в котором они могут быть непосредственно утверждены рабочей группой. Однако при формулировании вопросов лучше избегать открытой конфронтационности по отношению к властям. НПО могут также представлять сообщения с дополнительной информацией по проблемам, включенным в уже подготовленный список вопросов для обсуждения. В настоящее время Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по правам человека и Комитет по правам ребенка публикуют такие списки перед сессией, на которой предполагается рассмотреть доклад государства.

Следует внимательно подходить к выбору языка, на котором представляется сообщение. В общем случае английский язык намного предпочтительнее любого другого, но в определенных случаях может оказаться полезным учесть личные особенности конкретных членов комитета – например, докладчика по стране или членов рабочей группы, и представить им материал на их родном языке.

В подавляющем большинстве случаев сообщение следует направлять в секретариат договорного органа в количестве, достаточном для раздачи членам комитета, докладчикам по стране, членам рабочей группы плюс несколько резервных экземпляров для досье секретариата. Текст сообщения следует также представить в электронном виде. Имеет смысл через некоторое время после отправки связаться с секретариатом и убедиться, что материалы получены и направлены предполагаемым адресатам.

Рекомендуется представить несколько экземпляров сообщения властям государства. В любом случае, многие комитеты направляют правительству экземпляры полученных ими сообщений НПО.

 

Эффект представленного сообщения будет гораздо большим, если НПО сумеют установить непосредственные контакты с членами комитета. Диапазон таких контактов достаточно широк: от формального участия авторов сообщения в заседании комитета и предшествующих ему заседаниях рабочей группы до неформальных встреч с членами комитета.

Вот лишь некоторые из очевидных преимуществ от посещения заседаний договорных органов:

§         Тут же, по ходу дела можно оспорить неточные или вводящие в заблуждение утверждения представителей правительства. Если вовремя привлечь внимание членов комитета к подобным утверждениям, те могут вступить в продолжительный обмен мнениями с представителями правительства, и впоследствии он найдет отражение в тексте Заключительных замечаний.

§         НПО получают возможность представить дополнительную информацию в зависимости от хода обсуждения. Это может быть особенно важно, если организация стремится повлиять на содержание Заключительных замечаний. В этом случае НПО нужно подумать о подготовке собственных “альтернативных заключительных замечаний”, которые помогли бы комитету сформулировать итоговый документ. Подобный “альтернативный текст” должен строго следовать структуре, предписанной для официального документа, и добросовестно отражать ту проблематику, которая реально обсуждалась при рассмотрении доклада в Комитете, пусть и с акцентом на особой точке зрения НПО и на проблемах, вызывающих ее особое беспокойство. Иными словами, “альтернативный текст Замечаний” – это возможность обеспечить надлежащее внимание к тому или иному вопросу, затронутому в ходе обсуждения, а не привлечь внимание к каким-то новым проблемам. Новые сообщения должны быть представлены в Комитет в течение нескольких часов после рассмотрения доклада, поскольку рабочий вариант Заключительных замечаний часто готовится чрезвычайно быстро. Необходимо специально позаботиться, чтобы экземпляр дополнительного сообщения попал в руки комитетского докладчика по стране (когда таковой бывает назначен) и имелся в секретариате (на бумаге или на дискете).

§         Следует передавать журналистам всю информацию быстро и в понятной для них форме. НПО должны позаботиться, чтобы информация поступала в СМИ ежедневно и в такой форме, что ее важность и интерес для аудитории не оставляли бы сомнений. Об этом нужно думать при работе как со специальными корреспондентами, непосредственно освещающими ход сессии (они могут плохо представлять себе цели и процедуру обсуждения), так и с постоянными корреспондентами своих национальных СМИ в стране, где проходит сессия. Целесообразно оперативно направлять информацию с сессии тем коллегам у себя в стране, которые поддерживают постоянные контакты с заинтересованными журналистами и располагают необходимым временем для нелегкой работы по “продаже” новостей скептически настроенным редакторам и владельцам СМИ. Важно также привлечь интерес и внимание журналистов своей страны, аккредитованных при ООН.

§         Полезно вести подробные записи хода слушаний: официальные протоколы могут появиться с большой задержкой, и только на английском или французском языке, а стенограммы слушаний в письменном виде вообще не ведутся.

 

Представителям НПО, желающим пообщаться с членами комитетов неформальным образом, следует иметь в виду следующее:

§         Самое подходяще время, чтобы обратиться к кому-то из членов комитета, – за несколько минут до начала заседания. Но любая попытка продолжить беседу или просто задержаться в отведенной членам комитета части зала после начала заседания будет воспринята как невежливость.

§         Многие члены комитета и сами хотели бы встретиться с представителями НПО для более подробной беседы, и это можно организовать к общему удобству.

§         Секретариат комитета может быть готов официально представить представителей НПО членам комитета, предоставить помещение для встречи, распространить информацию о неформальной встрече и обеспечить определенную техническую помощь вроде доступа к копировальным машинам.

 

Небесполезно попытаться встретиться и с официальной делегацией государства. Такая встреча, если представители государства на нее согласятся, позволит людям из НПО произвести впечатление на правительственную команду успешностью своего лоббирования и способностью воздействовать на ход слушаний. В результате правительственная делегация может проявить готовность смягчить свою позицию или пойти на определенные уступки, чтобы избежать критики со стороны договорного органа.

Члены договорного органа могут пожелать неофициально посетить страну – такой визит позволил бы им встретиться с заинтересованными группами и получить необходимую информацию для правильной оценки доклада государства. В этом случае визит следует готовить чрезвычайно тщательно, учитывая, помимо прочего, его частный характер и то, что гости не выступают в официальном качестве. С приглашаемыми лицами следует заранее консультироваться по поводу любого деликатного аспекта программы визита или возможностей его публичного освещения. Важно, чтобы все участники запланированных встреч были осведомлены о характере и обстоятельствах визита, о работе соответствующего договорного органа и о том, какого характера информацию гости желали бы получить. Там, где это возможно, следует предусмотреть поездки на места, чтобы прибывшие в страну лица могли встретиться с жертвами нарушений прав и своими глазами видеть ситуацию в стране.

 

После завершения рассмотрения доклада важно как можно скорее получить текст Заключительных замечаний. Если у представителей НПО нет возможности оставаться на сессии до принятия Замечаний, следует договориться о получении экземпляров документа через секретариат. Текст Замечаний обычно принимается в английской версии и впоследствии переводится на другие рабочие языки договорного органа. Сразу после принятия Замечаний или получения текста необходимо позаботиться, чтобы сообщения об этом документе появились в СМИ. Их текст также необходимо размножить и передать всем лицам и организациям, которых это непосредственно касается. Не менее важно привлечь общественное внимание к комментариям и вопросам членов комитета и, конечно, к высказываниям представителей государства. Все это можно найти в протоколах, в ежедневно помещаемых на сайте УВКПЧ кратких отчетах о слушаниях, в официальных магнитофонных записях заседаний9.

В более долгосрочной перспективе распространение информации об обсуждении доклада и принятых Заключительных замечаниях остается постоянной задачей, требующей немалого творческого воображения и искусства. Как отмечал в одном из своих документов Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, “НПО могут обеспечить Заключительным замечаниям комитета широкую известность на местах и в стране в целом и провести мониторинг действий правительства по претворению рекомендаций Комитета в жизнь. Обратная связь с НПО по результатам проводимых ими мониторингов и информационно-просветительных мероприятий позволит Комитету эффективнее осуществлять последующие меры благодаря лучшему знанию того, как развиваются события в стране после рассмотрения доклада государства. Местным и национальным НПО, активно участвующим в проводимом Комитетом мониторинге, было бы полезно подготовить документ, отражающий их опыт и методы работы, с собственными замечаниями, с рекомендациями другим НПО и предложениями по улучшению системы. Такой документ, если его широко распространить в стране и направить в секретариат Комитета, послужит важным информационным средством и поможет Комитета у секретариату улучшить свою работу.”10 Это замечание в большей или меньшей степени характеризует роль НПО в работе каждого из договорных органов.

 

1 Сообщение подготовлено на основе соответствующего фрагмента Доклада Генерального секретаря ООН Генеральной Ассамблее. Документ ООН A/60/150.

2 Данная конвенция не ратифицирована Российской Федерацией.

3 См. пресс-релиз Международной Амнистии http://www.amnesty.org.ru/pages/rusior410382005

4 www.ohchr.org. Русские переводы многих заключительных замечаний, относящихся к России и странам СНГ, можно найти на сайте http://www1.umn.edu/humanrts/russian/ред.

5 Доклады можно запросить в Отделе распространения и продажи документов ООН [United Nations Documents Distribution and Sales Section]. В запросе должен быть указан шифр требуемого документа, который можно узнать в секретариате соответствующего договорного органа.

6 Для более масштабных документов НПО, соизмеримых по объему с докладами государств, утвердился термин “альтернативный доклад НПО” или “доклад НПО”. Именно так назывались документы российских НПО, направленные наряду с официальными правительственными докладами в Комитет ООН против пыток, в Комитет по ликвидации расовой дискриминации, в Комитет по правам человека и в Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (см. указанный сайт, а также Российский Бюллетень по правам человека, №№ 16–18) – ред.

7 В июне 2004 г. на встрече председателей договорных органов по правам человека ООН была утверждена новая подборка Замечаний. Ее шифр – United Nations Doc. HRI/Gen/1/Rev.7. Русский текст под заглавием “Подборка Замечаний Общего порядка и Общих рекомендаций, принятых Договорным и органами по правам человека” имеется, в частности, на сайте http://www1.umn.edu/humanrts/russian/gencomm/Rhrcomms.htmlред.

8 См.: United Nations Doc. HRI/Gen/2/Rev.1.

9 Записи можно за номинальную плату приобрести в Отделе обслуживания конференций ООН (United Nations Conference Services Division). В случае трудностей с подачей заказа можно обратиться за помощью в секретариат договорного органа.

10 United Nations Doc. E/С.12/2000/21, Annex V.