Органы проекта
  • Попечительский совет
  • Группа мониторинга
  • Семинары проекта
  • Home
 

Содействие Независимому Мониторингу Прав Человека: Россия ("Независимый мониторинг").

Трехлетний проект под названием "Содействие Независимому Мониторингу Прав Человека: Россия ("Проект по Независимому мониторингу" - ПНМ) выполняется для Отделения Восточной Европы и Центральной Азии Департамента Иностранных Дел (DFID) Центром по Правам Человека Университета Ноттингема.

Проект начался 24 января 2000 года, и выполняется на основании компетенции Департамента и в сотрудничестве с Российскими партнерами, Московской Хельсинкской группой и Институтом прав человека.

Этот документ кратко описывает предложения утвержденные Департаментом и формирует основу для обсуждения между Английскими и Российскими партнерами. Проект будет уточнен в ходе обсуждений между Центром по Правам человека, Московской Хельсинкской группой и Институтом прав человека во время взаимных визитов в начале 2000 года. В ходе этих обсуждений будет также выбрано до 4 регионов в качестве базы для проведения проекта.

Принципы реализации Проекта

Проект основан на нескольких основных принципах:

- Партнерства между консорциумом Центра по правам человека и НПО Принимающей Стороны;

- Фундаментальная важность НПО в защите прав человека;

- Приоритет работы правозащитных НПО в содействии с государственными должностными лицами, при этом оставаясь независимыми;

- Максимальной целью мониторинга прав человека является предотвращение условий, при которых они нарушаются, а не документирование таких нарушений;

- Необходимость пилотных проектов по мониторингу прав человека основывается на принципах поддержки, приоритетов Принимающей Стороны (включая обязательства по правам человека, взятые на себя Россией) и универсальности стандартов по права человека;

- Неделимость гражданских и политических и социально-экономических прав;

- Необходимость избежать удвоения усилий и искать возможности передачи "полученных уроков" через сходные проекты;

- Установление отношений между Принимающей Стороной и Английскими НПО и агентствами по мониторингу с учетом дальнейших тренингов, прохождения практики и других обменов информацией, предусмотренных для облегчения увеличения опыта;

- Необходимость критической самооценки, а также независимой оценки воздействия Проекта;

Методология и результаты работы Проекта.

Содействие, которое требуется осуществить в рамках Проекта, имеет целью выработку практических методик правозащитного мониторинга. Проект будет выполняться в выбранных регионах путем: проведения круглых столов по обучению навыкам мониторинга, европейским стандартам прав человека и накоплению опыта НПО; организации ресурсных учебных центров по мониторингу на базе выбранных региональных НПО и составлению докладов по мониторингу в течение 2-го и 3-го года реализации Проекта.

Деятельность Проекта в Англии будет включать в себя участие сотрудников российских НПО в отдельных правозащитных курсах обучения (например, по краткосрочному курсу ЦПЧ); практику в британских НПО; и проведение общего российско-британского круглого стола по вопросам, относящимся к тематике Проекта.

Британские и Российские партнеры будут использовать, при участии других лиц, обучение мониторингу и написанные в его рамках доклады в качестве основы для составления пособия "Мониторинг по правам человека: Учебный курс для России", которое должно быть создано по результатам работы Проекта.

Управление Проектом и вклад участников

Менеджмент Центра по Правам Человека (ЦПЧ) включает в себя Патрика Туми, Заместителя Директора ЦПЧ, Директор Проекта; Оливию Клеван, Менеджер по Проектам ЦПЧ, Менеджер Проекта и Профессора Дэвида Харриса, Директор ЦПЧ, Главный Консультант Проекта.

Независимый вклад в Проект будет внесен также выбранными тренерами по мониторингу, работающими с ЦПЧ, российскими и британскими правозащитными НПО, наряду с другими "службами" в области мониторинга.

Российская команда по работе с Проектом должна быть окончательно согласована с российскими партнерами, но ясно, что должна включать в себя Программного Координатора и Штат Офисной поддержки Проекта, Группу Мониторинга (включающую представителей НПО, выбранных от "пилотных" регионов) и Попечительский Совет.

Дальнейшая консультативная помощь будет оказываться Отделением Департамента Правительства, Институциональным Советником и Правовым Консультантом и Советником по правам человека, а также соответствующими европейскими правозащитными организациями. За организационное и материально-техническое обеспечение отвечают ЦПЧ и московский офис Проекта.

Тренеры по Правозащитному Мониторингу.

ЦПЧ определил количество тренеров по правозащитному мониторингу на основании рекомендации или их предварительной работы с ЦПЧ. Они будут использоваться в соответствии с их доступностью и в зависимости от фокуса круглых столов, выбранных регионов и др. Остальные тренеры будут отобраны во время работы по Проекту. Отбор будет производиться на основании знаний по мониторингу и Европейским стандартам прав человека (Европейская Конвенция по правам человека, и Европейские Конвенции "по пыткам" и "о меньшинствах" и Европейские стандарты в тюрьмах), квалифицированные русские или русскоговорящие тренеры будут основой круглых столов.

Сеть Английских НПО и Агентств по Мониторингу.

Проект имеет целью перенести опыт и из кругов Российских НПО, и из участвующих Английских правозащитных НПО. Последние будут просвещены об уровне знаний Российских НПО, конкретных нуждах и т.д. Проблемы, стоящие перед НПО в России в корне отличаются от проблем в Англии, но существует некоторый общий опыт, такой как: вопросы средств, социальная апатия и цинизм в отношении защиты прав меньшинств, работа с Правительством при условии независимости и др. Более того, НПО обоих стран озабочены защитой стандартов прав человека Совета Европы.

Тем не менее, проект не предлагает пытаться переносить практику британских правозащитных НПО на Россию. Наоборот, вклад британских НПО в Проект рассматривается как попытка представить российским НПО деятельность британских НПО для наработки опыта первых так, чтобы они знали не только положительные примеры работы британских НПО, но и их ошибки. Таким образом, Проект представляет собой средство умножения усилий по разработке методик, подходящих для России и максимально увеличивающих возможность работы российских правозащитных НПО в области мониторинга прав человека.

Отбор (расположенных, главным образом, в Лондоне) правозащитных НПО, известных ЦПЧ по проводимой ими работе, будет предпринят для увеличения разнообразия вклада в Проект. Список этих НПО может быть расширен или сокращен в зависимости от конкретных направлений ("фокуса") Проекта.

Участие британских НПО может включать:

- проведение учебной практики для сотрудников российских НПО,

- консультирование проектов докладов по итогам мониторинга и "Учебного Курса по Мониторингу" и

- прием сотрудников российских НПО, обучающихся в Англии и/или участвующих в круглых столах, проводимых во время учебных/обменных визитов.

Кроме того, поскольку мониторинг в Англии проводится и государственными агентствами (такими, как Тюремный Инспекторат, Комиссия по Расовому Равенству), то указанные агентства будут также участвовать в проведении учебных/обменных визитов.

Мониторинг прав человека: передача навыков.

Проект фокусируется на распространении навыков мониторинга, так как существует необходимость расширить ряды тех, кто вовлечен в эту работу. Многие группы, занятые "оценкой условий", "соблюдением стандартов", "контролем за действиями властей", не вникают в правозащитный аспект своей работы, или рассматривают его как "политический". Одним из следствий такого узкого взгляда на правозащитную деятельность является то, что навыки, характерные для мониторинга: выявление фактов, соответствие их стандартам, написание отчетов и т. д., не используются многими из тех, кого обычно называют сообществом НПО. Например, в сфере масс-медиа. Хотя, когда государство вмешивается в свободу прессы, она употребляет правозащитные термины, но по-прежнему вопросы прав человека часто игнорируются СМИ, а если и затрагиваются, то не в том контексте. Ситуация отягчается и недостаточной активностью НПО по использованию возможностей прессы.

С этой точки зрения, развитие Проекта предполагает использовать прогрессивные элементы СМИ как его бесценный ресурс. Он включает в себя обзоры прессы по отдельным направлениям, являющимся темой круглых столов по мониторингу, включая: справедливый суд, права детей, тюремные стандарты. В рамках Проекта будет поощряться те СМИ, где публикуется информация об организациях, занимающихся мониторингом; налаживаться связь авторов мониторинговых докладов с местной прессой для того, чтобы четкие и краткие отчеты по итогам мониторинга имели более широкую аудиторию; взятие интервью в местных Правозащитных НПО/Комиссий по правам человека и др.

Помимо роста осознания правового аспекта в рамках расширяющегося мониторинга прав человека, особый интерес представляет сама пресса. Знания в области журналистики необходимы правозащитному сообществу, включая предварительное исследование дела, методологию выяснения фактов и подтверждения информации, защиту источников, гарантии надежности информации, ее эффективное использование, баланс поиска контактов и независимости в отношениях с властями и осознание того, что их практика может быть направлена как на защиту, так и на нарушение права человека.

Региональные Центры Мониторинга

По возможности, существующие в регионах НПО будут Учебными Центрами по мониторингу. Два региональных наблюдателя из этой и/или другой НПО присоединятся к Мониторинговой Группе для обучения в течение ОДНОГО ГОДА по Проекту (включая участия в учебных/обменных визитах) и затем вернутся в свою НПО, где будут в течение ВТОРОГО и ТРЕТЬЕГО ГОДА работать в качестве наблюдателей, а также будут учить местных наблюдателей, работая с другими НПО. Учебные материалы будут предоставлены для использования людьми, отобранными на основании их участия в мониторинге, но в особенности на основании их потенциальной возможности стать в будущем тренерами по мониторингу.

Круглые столы

Круглые столы по Проекту начнутся после того, как в ходе первоначальных визитов будут определены наиболее важные вопросы, относительно необходимой организации, а также остальных обязательств НПО/Комиссий, которые будут участвовать в Проекте. Вслед за региональными Брифингами в ПЕРВОМ ГОДУ, в Москве пройдут ДВА модельных Круглых стола (охватывающих и увеличение опыта, и мониторинг). Они будут проводиться при участии учебных консультантов по проекту, членов Мониторинговой Группы и представителей НПО и отобранных Комиссий по правам человека.

Использование Круглых столов для обучения

Организация эффективных Круглых столов - важное средство обучения. Иногда эффект уменьшается из-за количества проводимых мероприятий и количества присутствующих. Факторы средств и времени иногда оказывают общее давление на посещаемость большим количеством людей, чем было бы полезно для качественной работы.

Данный Проект использует термин "круглый стол" для обозначения собрания, обычно не более 30 людей, собранных для освещения событий конкретным образом, которые уже просвещены относительно того, что от них ожидается, и обеспеченных необходимыми материалами заранее. Работа и другие обязательства могут в последний момент помешать участникам приехать, но в норме эффективная работа предполагает подготовительную работу. Такой подход необходим чтобы гарантировать, что посещающие могут более эффективно распространять полученные уроки в своем регионе или в своей НПО. Для обучения более широкой аудитории могут проводиться пленарные заседания в заключение Круглых столов, возможно, также, распространение материалов Круглых столов.

В то время, как выбор наиболее эффективной структуры Круглого стола часто зависит от специфического предмета Круглого стола, основные принципы будут включать: подготовительную работу как участников стола, так и ведущих; участие всеми способами, включая интерактивные методики и исключение пассивного восприятия информации; анализ после проведения, а также обзор сильных и слабых сторон Круглого стола.

Мониторинг Прав Человека - Содержание Круглого стола

Содержание Круглого стола может варьироваться в рамках контекста; войны/конфликтные ситуации, непредвиденные гуманитарные случаи, политика общественных демонстраций, тюрьмы и другие центры заключения, выборы, пресса, а также: дети, меньшинства, беженцы/ вынужденные переселенцы, психически больные и т.д. Это будет определено конкретной ситуацией с правами человека, в зависимости от необходимого участвующим регионам. Также должен быть учтен уровень знаний участвующих лиц. В зависимости от этого выбираются вопросы из:

Выбор приоритетов мониторинга

Краткосрочный/долгосрочный мониторинг

Выбор наблюдателей/поддержание списков мониторинга

Обучение стандартам прав человека

Определение мандата и фокуса проектов по мониторингу

Подготовительное обучение и брифинг

Вопросы безопасности дли наблюдателей и наблюдаемых

Кодекс поведения/обязанностей наблюдателя

HQ отношения/выносящие решения структуры и контакты

Сотрудничество с внешними мониторинговыми агентствами

Командное лидерство

Научные наблюдения или мониторинг?

Документация

Допустимость/ бремя и стандарты доказывания

Интервьюирование и другие техники добывания информации

Охрана и распространение информации

Отношения с должностными лицами, прессой, местным сообществом

Де-брифинг наблюдателей

Обучение/Кодифицикация лучшего опыта

Тренировки наблюдателей.

Увеличение компетенции НПО

Круглые столы, проводимые во время учебных визитов в Англии и в России также будут охватывать увеличение компетенции в целом, включая такие вопросы как:

Менеджмент НПО/Выносящие решения структуры

Финансирование и увеличение фондов

Независимость/Беспристрастность

НПО-донорские отношения

НПО-МПО отношения (с конкретным рассмотрением Совета Европы)

Отношения с должностными лицами

Отношения с прессой

Отношения внутри НПО

Правозащитные НПО и система криминального правосудия

Проведение кампаний/лоббирование прав человека

Обучение правам человека

Обучение интернов

Правозащитные НПО и Веб-страница по мониторингу.

В качестве части проекта будет учреждена веб-страница, описывающая детали проекта и различные связанные с ним вопросы. Она будет включать в себя отсылки к Российским правозащитным НПО, а также соответствующие источники по вопросу мониторинга прав человека.

Комиссии по правам человека.

Проект стремится упрочить существующие и будущие Российские Комиссии по правам человека через развитие опыта мониторинга и рабочих отношений между Комиссиями и НПО. В этом отношении может быть полезен некоторый опыт Комиссии по правам человека Северной Ирландии. Главный Комиссионер Комиссии по правам человека Северной Ирландии, профессор Брайс Диксон, выразил свою заинтересованность в проекте и желание Комиссии сотрудничать с Российскими коллегами.

Мониторинг Прав Человека: Учебный Курс для России

Существует большое количество литературы, освещающей практическую работу по защите прав человека, в том числе несколько публикаций с фокусом на мониторинге/написании отчетов неправительственными организациями. Они рассматривают как права человека в общем, так и отдельные вопросы, такие как тюрьмы, выборы, суды. Некоторые из этих публикаций были переведены на русский язык. Предлагаемый Учебный Курс по Мониторингу Прав Человека дополнит эту литературу, но будет специально ориентирован на стандарты Совета Европы и Российские механизмы защиты прав человека. Если это будет возможно, будет также произведен учебный видео ролик.

Краткий курс ЦПЧ по Международному праву Прав Человека.

ЦПЧ проводит краткий ежегодный курс по правам человека, состоящий из трех месяцев семинаров с посещением тюрем, судов и т.п., и работы в НПО. Прошлые участники, среди которых были государственные должностные лица (прокуроры, официальные лица Министерства Юстиции и Иностранных Дел) и персонал НПО из государств Центральной и Восточной Европы, включая Россию, вернулись после программы к работе в своих организациях или государственных департаментах.

Участие в кратком курсе предлагается отобранным лицам с правозащитным опытом, но, возможно, без наличия непосредственно знаний прав человека, лицам, знающим английский язык.

Все участники Краткого Курса, разумеется, будут иметься в виду при планировании дальнейшего обучения других людей после их возвращения, сотрудничестве с учеными в России для налаживания связей между учеными правозащитниками в НПО и будут включены в специальный (Русско-английский) выпуск Обзор Прав Человека по мониторингу Ноттингемского Университета.

Другие Учебные Курсы для НПО

Для участия представителей НПО могут быть представлены и другие курсы по вопросам, связанным с предметом Проекта.

Обучение/Визиты по Обмену

В таких визитах предусматривается участие Пяти человек, отобранных после региональных Круглых столов, для поездки в Англию и работы в НПО. Важно определить подходящих людей и подходящие НПО. Во время учебных визитов Российские участники будут участвовать в совместной дискуссии с НПО ООН, и эти дискуссии будут использоваться в тренингам в России.

Доклады по мониторингу

Первые региональные доклады по мониторингу должны быть сделаны во второй половине ВТОРОГО ГОДА проекта. Первоначально они будут составлены региональными наблюдателями при консультациях с местными НПО и переданы для рассмотрения другим членам Мониторинговой Группы, ЦПЧ и выбранным консультантам. Затем будет составлен документ, анализирующий составление будущих докладов на основе анализа первых докладов. Эти доклады крайне важны для составления Учебного Курса.

Организации-участники

Школа права Ноттингемского Университета

Институт прав человека

Московская Хельсинкская Группа